21–22 ноября прошла VI конференция «Освоение инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве», организованная петербургской ассоциацией «Альянс строителей и поставщиков дорожного комплекса» АСДОР.
В мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта России, Государственной компании «Автодор», Федерального дорожного агентства, руководители ведущих российских дорожных компаний и их зарубежные коллеги.
Генеральный директор ЗАО «Институт «Стройпроект» А.А. Журбин представил доклад «Некоторые аспекты нынешнего этапа нормативно-правового и технического регулирования дорожного хозяйства», в котором подчеркнул, что в майских 2012 года экономических указах Президента России содержалось поручение по разработке мер, способствующих внедрению на наш рынок современных управленческих и инженерных технологий, в том числе зарубежных. В ноябре 2012 года было подписано поручение заместителя председателя Правительства РФ А.Дворковича, которым согласован план мероприятий, включающий разработку и принятие нескольких нормативных правовых актов федерального уровня.
Благодаря совместным усилиям Минтранса, Росавтодора и дорожного сообщества, в 2013 году приняты:
• Постановление Правительства РФ № 360 от 20 апреля « О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87»;
• Постановление Правительства РФ № 377 от 27 апреля «О внесении изменений в положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», предусмотренных постановлением Правительства РФ № 145 2007 года;
• Постановление Правительства РФ № 470 от 3 июня «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» в части поправок в 145-е Постановление Правительства РФ;
• Федеральный Закон № 247-ФЗ от 23 июля «О внесении изменений в Градостроительный и Земельный Кодекс РФ».
• Распоряжение Правительства РФ № 1336-р от 23 июля, утвердившее «дорожную карту» «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства».
По мнению А.А. Журбина, достигнутый результат в целом заслуживает положительной оценки. Не многие отрасли могут похвастаться, что получили в течение одного года 4 документа на уровне правительства и федеральный закон. С другой стороны, по-прежнему нерешенными остаются проблемы, связанные с экспертизой, проведением тендеров на проектирование и строительство в форме электронных торгов, что ведет к падению качества работ и ценовому демпингу; несоблюдением заказчиками градостроительного законодательства при подготовке проектирования и строительства, перекладывание своих обязанностей на подрядчиков; избыточным контролем со стороны государственных органов, недоверием к системе саморегулирования, которую само же государство внедрило в деловую практику.
Генеральный директор Института «Стройпроект» считает необходимым последовательно добиваться реализации инициатив, пока еще не вошедших в пакет нормативных актов. Это вопросы ценообразования, упорядочения торгов, урегулирования спорных вопросов с экспертизой и Ростехнадзором. Новые возможности Минтранса, предоставленные ему законодательством в части регулирования состава проектной документации для линейных объектов, должны максимально эффективно использоваться для снятия административных барьеров. Необходимо сформировать совместный с Минтрансом план нормотворческих инициатив на 2014 год, который бы решал задачи не ради самого процесса регулирования, а для исправления наболевших проблем.
В последнее время появились и некоторые новые тенденции. Так, в прошедшем году по просьбе Росавтодора члены некоммерческого партнерства «РОДОС» взяли на себя инициативу в разработке двенадцати ГОСТов Таможенного Союза по проектно-изыскательскому профилю. Росавтодор просил помочь разобраться со специальными техническими условиями, утвержденными для проектирования дорог и инженерных сооружений в Госстрое. СТУ, эффективность которых подтвердилась, следует преобразовывать в технические нормативы, а от неэффективных отказываться. К дорожному сообществу обращаются и в связи с необходимостью систематизации НИР и НИОКР. Росавтодор готов и далее финансировать отраслевую науку, но хочет, чтобы выполненные разработки максимально использовались на практике и завершались утверждением конкретного нормативно-технического документа. Сейчас РОДОС силами входящих в партнерство организаций начинает такой анализ.
Сегодня деловое сообщество в дорожной отрасли начинает понимать важность собственной активности. В противном случае меры, которые предпринимаются властью, не доходят до тех, на кого они направлены. Причем диалог с властью должен развиваться по всем возможным каналам – через авторитетные компании, саморегулируемые организации, ассоциации, общественные профессиональные объединения, через НОП, НОИЗ, НОСТРОЙ, и в том числе, посредством подобных конференций. В проектном сообществе основным двигателем нормотворчества сегодня выступает партнерство и саморегулируемая организация «РОДОС», в которой сосредоточено около 80% подрядчиков, работающих с Росавтодором. Эти партнеры хорошо знают друг друга; между ними существует доверие и взаимопонимание, и задача всех дорожных организаций – личной активностью и инициативой поддерживать и стимулировать этот диалог.
Руководитель службы маркетинга ЗАО «Институт «Стройпроект», председатель совета СРО РОДОС О.А. Кащенко в своем докладе рассказал о проведенном в 2013 году исследовании, выполненном по заказу Минтранса и Росавтодора. В этом исследовании проведен анализ необходимых изменений в законодательстве России для широкого и свободного использования контрактов, разработанных международной федерацией инженеров-консультантов ФИДИК.
Основные выводы разработчиков НИР сводятся к следующему:
В российском законодательстве принципиально нет препятствий для использования контрактов ФИДИК. Гражданский Кодекс РФ не устанавливает правовых ограничений для договоров между сторонами строительной деятельности. А статья 749 ГК РФ прямо указывает на возможность участия в договорах на проектирование и строительство в качестве третьей стороны специализированного Инженера или инженерной организации.
Кроме того, в течение 2001-2008 годов в России с использованием кредитов ЕБРР были построены КАД Санкт-Петербурга, автодорога Чита Хабаровск, завершено строительство комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений. По настоянию ЕБРР эти проекты или их этапы осуществлялись на основе договоров по проформам ФИДИК с привлечением независимых инженеров. Эти проекты прошли неоднократные проверки и каких-либо нарушений выявлено не было.
Очевидно, что если законодательство не препятствует применению контрактов ФИДИК, то прежде всего необходимо определиться, что же именно является препятствием на пути этих нововведений.
Ключ к пониманию кроется в терминах инженер-консультант, инженерный консалтинг, строительный инжиниринг.
Эти понятия охватывают достаточно самостоятельный вид бизнеса. Инженер-консультант – это не проектировщик. Точнее – не только проектировщик. Это более широкий специалист, который совмещает понимание экономических факторов со знанием технологии проектирования и строительства, который помогает инвестору правильно и комплексно оценить целесообразность инвестирования в тот или иной объект, определить риски, временные затраты, стоимость. По мере углубления проекта роль консультанта усиливается, и на конечном этапе он может превратиться и в проектировщика, и строительного контролера, и сопровождающего приемку в эксплуатацию.
За рубежом обращение к услугам инженера-консультанта – распространенное явление, к таким услугам прибегают помимо инвесторов банки, государственные заказчики. Круг потребителей весьма широк.
В России этот вид бизнеса находится на начальном, зарождающемся этапе. В России есть проектирование. Есть изыскания. Есть экспертиза. Есть архитектурные разработки. Но сейчас все это – самостоятельные профессиональные услуги. Инженерного консультирования, когда эти услуги «в одном флаконе» предоставлялись бы комплексно, с единой ответственностью исполнителя за конечный результат – практически нет.
Проведенный анализ доказывает, что существует прямая зависимость между уровнем развития инжиниринга и экономическим уровнем соответствующей страны. Чем выше статус инженера, шире круг его полномочий, больше степень свободы в принятии технических решений – тем качественнее ведется строительство, тем эффективнее начинают работать все мультипликативные взаимосвязи.
В 2013 году ФИДИК отметил свое 100-летие, в составе его членов – союзы и ассоциации из почти 100 стран мира.
Показателен пример Китая. Присоединившись к ФИДИК в 1996 году, эта страна стала лауреатом трети высших инженерных наград по итогам столетия, причем все проекты-призеры были реализованы в период 2003-2012 гг. , т.е. после присоединения к ФИДИК.
В России - огромная база для развития строительного инжиниринга. Только в системе проектного, изыскательского и строительного саморегулирования зарегистрировано свыше 100 000 компаний. Общее число инженеров, в той или иной мере оказывающих инженерные услуги, попадающие в категорию консалтинговых - не менее 2 миллионов.
Вопрос в том, что российское законодательство во многом сохранило старую, «дорыночную» методику регулирования строительного дела. По сути, одной ногой мы стоим в рынке, второй - в прежней плановой централизованной экономике. Она четко отражена к Градостроительном Кодексе, который видит лишь заказчика и подрядчика, и не упоминает о инженере-консультанте даже намеком.
Наша ситуация не уникальна. С аналогичными проблемами сталкивались многие страны. Прежде всего бывшие социалистические государства Европы – в прошлом члены Варшавского договора Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, страны бывшей Югославии, все, кто сейчас вошел в Европейский Союз. Это и бывшие Прибалтийские республики СССР. Все они в разное время подходили к черте, когда должны были принимать решение - сохранять ли старую систему отношений в строительстве или брать на вооружение более прогрессивный опыт большинства развитых стран. Можно точно утверждать – о принятых решениях никто не пожалел.
Из этого анализа вытекает однозначный вывод - России нужен как можно более быстрый и решительный маневр в сторону практик ФИДИК, в сторону инженерного консалтинга.
Чтобы ускорить эти процессы разработчики предложили вариант дорожной карты в виде распоряжения правительства по развитию и институционализации инженерного консалтинга в России.
Это достаточно новый формат управления, который появился около двух лет назад. Сейчас утверждено 20 дорожных карт по разным направлениям стимулирования экономики. Есть достаточно близкие по задачам и пониманию дорожные карты, например, по стимулированию отрасли композитных материалов, инжиниринга в промышленности. Две дорожных карты касаются деловой атмосферы в строительстве. Все их можно найти на сайте Правительства России.
Обосновывая целесообразность принятия «дорожной карты», разработчики отмечают, что задача применения практик и контрактов ФИДИК в российской деловой среде полностью соответствует стратегическому экономическому курсу государства, сформулированному в «майских» 2012 г. указах Президента РФ В.В. Путина.
Внедрение этих решений содействует гармонизации российского законодательства с международными нормами и полностью соответствует взятым на себя Россией обязательствам в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), Таможенного Союза (ТС), а также содержанию диалога с Европейским Союзом (ЕС).
Свободное обращение практик и контрактов ФИДИК содействует формированию в России благоприятной, комфортной, понятной и прогнозируемой деловой атмосферы, и является в силу этого важным элементом, содействующим привлечению в отечественную экономику зарубежных инвестиций.
В силу того, что практики и контракты ФИДИК ориентированы главным образом на строительный рынок, который обладает исключительно высокой капиталоемкостью, инжиниринг по ФИДИК может явиться серьезным катализатором структурных изменений в этой сфере, что может иметь широкий мультипликативный эффект для многих других отраслей промышленности.
«Дорожная карта» по строительному инжинирингу могла бы включать в себя меры государственной правовой поддержки, в том числе включение положений об инжиниринге в Градостроительный и Гражданский Кодексы, законодательство о концессиях, о государственной контрактной системе, иные правовые документы. Это организационные меры, включая назначение Минстроя России ответственным за внедрение строительного инжиниринга; обсуждение этого направления в рамках переговоров с ЕС, Таможенным Союзом, ВТО. Практические шаги, способствующие внедрению инжиниринга, в их числе выпуск нормативно-технических документов, упрощающих использование русскоязычных контрактов, разработанных на основе проформ ФИДИК.
Разработчики уверены, что предложенная «дорожная карта» будет поддержана Минтрансом и получит статус распоряжения Правительства России.