27.12.2013
Российские специалисты в сфере дорожного хозяйства все чаще говорят о таком факторе колееобразования, как износ асфальтобетонных покрытий под воздействием шипованных шин. Такие шины являются одной из существенных причин образования колейности на российских дорогах, однако, до последнего времени практически отсутствовала какая-либо систематизированная информация о том, насколько широко распространено использование шипованных шин в том или ином регионе страны.
Для сбора такой информации специалисты научно-инновационного центра ЗАО «Институт «Стройпроект» в течение 2010–2013 годов проводили специальные исследования на автомобильных дорогах в различных регионах страны. В частности, изучалась ситуация в таких городах, как Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Самара, Воронеж, Рязань, Челябинск, Тюмень Петрозаводск, Тихвин, Сочи, Владивосток, а также на участках автодороги М-20 в Псковской области, автодороги М-4 в Московской области и автодороги Челябинск – Екатеринбург в Челябинской области.
Комплексная методика исследований включала в себя следующие методы фиксации факта применения шипованных шин:
– Фото и видеосъемка в зимний период движущихся по дороге автомобилей с визуальной фиксацией шипов по фотоснимку или по видеоматериалу.
– Визуальная фиксация шипов при осмотре в зимний период автомобилей, припаркованных в зоне тяготения автомобильной дороги (парковки у административных и торговых центров, железнодорожных вокзалов и аэропортов, в зонах жилой застройки, на АЗС и т. п.). При обследовании парковок учитывались только те автомобили, которые, по внешним признакам, находились в эксплуатации.
– Специальные социологические опросы водителей на автозаправочных станциях (в летний период).
В случаях одномоментных обследований в протоколах наблюдения фиксировалось место (участок дороги), дата и время проведения подсчета автомобилей, тип автомобиля и наличие (или отсутствие) шипов. Величина выборки при одномоментном обследовании составляла от 100 до 300 автомобилей. Общее количество обследованных автомобилей превышает 12000.
В ходе выполненных исследований сделаны следующие основные выводы:
- На сегодня в Российской Федерации шипованные шины на тяжелых грузовых автомобилях, практически, не применяются. Наиболее широко шипованные шины используются на легковых автомобилях. Менее широко, но достаточно часто шипованные шины используются на легких грузовых автомобилях (грузоподъемностью до 2 т) и микроавтобусах. Масса шипов на шинах у легковых автомобилей и легких грузовых автомобилей (а также микроавтобусов) различна, что вызывает разную степень износа дорожного покрытия.
- В течение зимнего периода доля автомобилей, оборудованных шипованными шинами, закономерно изменяется. С началом зимы эта доля возрастает, достигает максимума в середине зимы и снижается весной. При этом небольшое число автомобилей (1–2 %) продолжает эксплуатироваться с шипованными шинами и в летний период.
- Начало более-менее активного применения шипованных шин приходится на момент достижения среднесуточной температуры воздуха +10 о С осенью, а завершается этот период при достижении этой же среднесуточной температуры весной.
- Доля автомобилей, оснащенных шипованными шинами, последовательно уменьшается при движении по территории нашей страны с севера на юг, что связано в первую очередь с различиями климатических условий.
Собранные на сегодня данные о количестве автомобилей с шипованными шинами по регионам России нельзя назвать исчерпывающими. Однако уже полученные данные достаточно для построения приближенной математической модели, позволяющей с достаточной для практических целей точностью прогнозировать этот показатель для тех регионов, которые пока еще не были охвачены обследованиями.
Результаты исследования могут быть применены для формирования нормативной базы по применению шипованной резины в России. В настоящее время данный вопрос в России никак не регламентируется, за исключением ограничений по массе шипа (ГОСТ Р 52747-2007).