Новосибирск | Мостовой переход через Обь (Бугринский мост) |
Санкт-Петербург | Благовещенский мост через Неву |
А.Б. Суровцев, председатель совета директоров, заместитель генерального директора — технический директор АО «Институт «Стройпроект», принял участие в круглом столе, посвященном импортозамещению программного обеспечения для проектирования искусственных сооружений в новых экономических реалиях.
- Сказалась ли данная ситуация на разработке транспортных проектов в вашем институте непосредственно сейчас или это отложенные риски? Какие форматы софтов оказались недоступны для вас в России?
К 2022 году мы по ряду причин практически полностью отказались от продуктов Autodesk. Вместо AutoCAD широко используем российский NanoCAD. У нас разработан свой комплекс для работы с BIM-моделями транспортных объектов S-INFO. А в проектировании автодорог и сетей и так превалирует российское ПО. Поэтому мы не остановились и продолжаем обеспечивать стройки проектной документацией.
Но усилились отложенные риски. Сложные инженерные задачи (вершины инженерного искусства) решаются только с помощью иностранного ПО. Это касается практически любых программ для расчетов конструкций методом конечных элементов, аэродинамических расчетов, моделирования и расчета сложных геотехнических задач, моделирования транспортных ситуаций и транспортных систем городов и поселений. Для в вопросах проектирования уникальных сооружений (а российские инженеры в последние годы ставили мировые рекорды для некоторых типов сооружений) и решения нестандартных и сложных инженерных задач на современном уровне без иностранного ПО не обойтись. Отдельный вопрос – практически все программы написаны под Windows, то есть даже российское ПО, сервера и рабочие станции все равно зависимы от поставок иностранных программных продуктов. Перевести российское ПО на Linux – это большая работа и большие деньги, которых у разработчиков просто нет.
То же самое можно сказать о компьютерном парке, аппаратном оборудовании (плоттеры, принтеры и т. д.), геодезическом и прочем оборудовании для изысканий. Ежегодно обновляется 15-25 % рабочих мест. Все это пока работает, но все это надо обновлять и ремонтировать.
- Правительство на год – до марта 2023 года – перенесло введение обязательных 3D-моделей в строительстве по госзаказу, а Минстрой РФ предлагает Заказчику самому определяться – нужен ли ему 3D или достаточно 2D. Какие требования (по 3D) сегодня выдвигают к вашим транспортным проектам Заказчики? Считаете ли вы возможным цифровизацию отрасли в таких условиях даже через год?
По нашему мнению, переход на инженерное 3D проектирование в области проектирования автомобильных дорог – давно свершившаяся реальность, и это проектирование ведется на отечественных программных продуктах. В вопросе речь, скорее всего, идет об информационных моделях. Эти модели могут, а на наш взгляд должны, стать важной частью цифровой информации для управления строительными объектами. Однако это возможно только при условии перехода на использование этих моделей всеми участниками процесса, что позволит улучшить процессы взаимодействия и управления. Работу этого направления следует начинать не с 3D моделей, а с выработки сценариев управления объектом на основе его цифровых параметров и Среды Общих данных (СОД) всех участников с понятными и востребованными протоколами взаимодействия. В этом случае 3D информационная модель может оказывать помощь в вопросах управления, помогая за счет наглядности контролировать и управлять ситуацией на объекте, наряду с иными формами управления цифровой информацией в СОД. Насколько нам известно, именно отечественные разработки в этом направлении являются передовыми. У нас разработан свой комплекс для работы с BIM-моделями транспортных объектов S-INFO, и мы активно применяем его на наших проектах.
- В транспортном строительстве используется ПО на стыке ТИМ и ГИС. Из основных программ, которыми пользуются дорожники (помимо продуктов Autodesk), можно выделить «Кредо Дороги», «Topomatic Robur – Автомобильные дороги», IndorCad/Road и OpenRoads. Эти программы (за исключением последней, так как штаб-квартира разработчика OpenRoads базируется в Калифорнии, США) содержатся в перечне по импортозамещению. Какие российские разработки ПО вы применяете, какие считаете эффективными, на какие российские программы готовы перейти? Чем готовы помочь в их доработке?
Как я уже сказал, мы практически полностью отказались от продуктов Autodesk. Вместо AutoCAD широко используем российский NanoCAD. Для проектирования автодорог и сетей мы применяем «Topomatic Robur – Автомобильные дороги» и «Topomatic Robur – Инженерные сети», считаем их эффективными для проектирования соответствующих разделов, активно сотрудничаем с разработчиком в части постановки задач для внесения изменений в программные продукты, расширяющих и улучшающих функционал. Для BIM-моделирования у нас разработан свой комплекс S-INFO.