Сочи (новое строительство)
Проект, разработка рабочей документации, строительный контроль
Период работ по проекту: 2009 –
2014
Генеральный проектировщик: ЗАО «Институт «Стройпроект»
Заказчик: ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства»
Дублер Курортного проспекта – магистраль, проложенная через центр Сочи и обеспечивающая непрерывное движение автомобилей со скоростью 75 км/ч, была построена в рамках подготовки транспортной инфраструктуры города к зимним Олимпийским играм 2014 года.
При проектировании было необходимо учесть стесненные условия плотной городской застройки, горный рельеф местности, сейсмически неустойчивые, подвижные грунты и сжатые сроки строительства. Принятые проектные решения позволили минимизировать снос жилых домов, сохранить железнодорожный тоннель 1914 года постройки и снизить шумовую нагрузку.
Автомагистраль пересекает железную дорогу и р. Сочи и проходит, в основном, по мостам, эстакадам и тоннелям.
Технические характеристики
- Протяжённость — 16,3 км
- Общая длина искусственных сооружений – свыше 20 км
- Количество мостовых переходов и эстакад — 19
- Количество тоннелей — 15
- Количество разноуровневых транспортных развязок — 7
- Прохождение трассы по эстакадам и тоннелям — 85%
- Расчётная сейсмичность — 9 баллов
Проект был реализован в три этапа:
Первая очередь от реки Агуры до Земляничной улицы
Длина – 5330 м
3 пары двухполосных тоннелей
2 транспортные развязки
Среди интересных технических решений, примененных при проектировании Дублера – сквозные опоры, выполненные с учетом высокой сейсмической опасности, оригинальная конструкция консолей плиты проезжей части, криволинейное пролетное строение сложной конфигурации на одном из участков, смонтированное на большой высоте способом надвижки, два полуторакилометровых тоннеля в составе I и III очередей.
Особую гордость проектировщиков и строителей вызывает тот факт, что при строительстве Дублера удалось на практике применить большинство передовых технологий. Например, тоннели в слабых грунтах были пройдены с применением новейшей итальянской технологии ADECO RS –этот метод обеспечивает обустройство тоннеля в полное сечение. Главная особенность этого метода состоит в том, что при проектировании основное внимание уделяется деформационным процессам, происходящим в грунте под воздействием проходческих работ. Вначале на основании определенного инструментария проводится анализ параметров потенциальной деформационной реакции, затем происходит управление этой реакцией с помощью стабилизационных процедур. В данном случае применялось армирование грунта цементным раствором через стекловолоконные трубки. Количество и параметры армирования определялись по данным расчетов и геотехнического мониторинга. таким ювелирным способом были пройдены оба полутора километровых тоннеля. Окружающая застройка при этом была сохранена.
Инновационные транспортные сооружения олимпийского Сочи, построенные к зимней Олимпиаде 2014 года. Все они проектировались в сжатые сроки с учетом сейсмичности и сложных инженерно-геологических условий района строительства, горного рельефа, стесненных условий строительства, жёстких требований по охране окружающей среды. Транспортные объекты олимпийского Сочи представляют собой современные сооружения мирового уровня. Это и Дублёр Курортного проспекта, почти вся трасса которого проходит по эстакадам и тоннелям (самый длинный достигает почти 3 км), и автодорожный Обход Сочи (на данном объекте «Стройпроект» проектировал 2 и 3 пусковые комплексы I очереди и III очереди строительства), и мост через р. Сочи, а также ряд крупных транспортных развязок.