Новосибирск | Мостовой переход через Обь (Бугринский мост) |
Санкт-Петербург | Благовещенский мост через Неву |
Санкт-Петербург (новое строительство)
Проект, разработка рабочей документации
Период работ по проекту: 2004 –
2016
Генеральный проектировщик: АО «Институт «Стройпроект»
Заказчик: АО «Западный скоростной диаметр»
Описание проекта
Проект первой в Санкт-Петербурге внутригородской платной скоростной автомагистрали длиной 46,6 км, включающей сложный комплекс искусственных сооружений. ЗСД соединяет юго-западную часть Санкт-Петербурга с Кольцевой автодорогой, Васильевским островом и трассой «Скандинавия». С вводом трассы стали доступнее главные транспортные узлы города — аэропорт Пулково, Морской и Пассажирский порты.
Автомагистраль обеспечивает быструю транспортную связь между южными, центральными и северными районами Санкт-Петербурга. После открытия ЗСД время поездок в некоторых районах города сократилось на 50–70%.
В состав ЗСД входят одни из самых протяженных мостовых сооружений в России — Южная эстакада основного хода с мостами через Морской канал и Корабельный фарватер — 9378 м и Северная эстакада основного хода с мостами через Петровский канал и Елагин фарватер — 8794 м (второе и третье место соответственно).
Основные характеристики
Протяжённость – 46,6 км
Протяжённость искусственных сооружений (мосты, путепроводы, тоннели) – 21 км
Максимальная интенсивность движения – 140 000 автомобилей в сутки
Транспортные развязки – 14
Количество поездок в год > 70 млн
Основные сооружения
Южный участок
Участок длиной 8,7 км соединяет Кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга с районом Морского порта. 90% трассы идёт по искусственным сооружениям — эстакадам, мостам и путепроводам, поднимаясь в некоторых местах на 25 м над землёй.
Участок трассы между проспектом Стачек и районом Морского порта проложен в узком коридоре между промышленными территориями и в полосе отвода железной дороги. Из-за стеснённых условий трасса запроектирована в два уровня с использованием двухъярусных ферм. Движение на нижнем ярусе идёт в одном направлении, на верхнем — в противоположном. Фермы расположены на кривой в плане переменного радиуса с виражами и переходными участками.
Северный участок
Участок длиной 26,4 км создал дополнительные въезды и выезды из северных районов города и выход к курортной зоне на берегу Финского залива. Ввод участка помог реализовать городскую программу по организации непрерывного движения по набережным Санкт-Петербурга за счёт разгрузки транспортного узла на севере города.
Центральный участок
Участок длиной 11,7 км – сложная часть ЗСД, в основном проходит по искусственным сооружениям в акватории Невской губы.
В составе участка:
Двухъярусный мост через Морской канал
Вантовый мост через Корабельный фарватер
Вантовый мост через Петровский фарватер
Выемка вдоль Васильевского острова
Мост через Морской канал
Мост расположен на кривой в плане и профиле. Пролётные строения выполнены в виде неразрезных двухуровневых металлических ферм с параллельными поясами, крестообразной системой раскосов и ортотропной плитой проезжей части по верхнему и нижнему ярусу. При монтаже пролётное строение сложной криволинейной формы надвигалось на расстояние 800 м. Было надвинуто более 20 тысяч тонн металла, что является уникальным достижением для мирового мостостроения.
Использование двухъярусных ферм на южном участке и технология их надвижки
Из-за стеснённых условий прохождения трасса участка запроектирована в два уровня с использованием двухъярусных ферм, кривых в плане. Решение позволило уменьшить ширину возводимых сооружений. Длина пролётов двухъярусных ферм – 120 м и 144, 168 м. В российской практике монтаж двухъярусных ферм подобных габаритов осуществлен впервые.
Вантовый мост через Корабельный фарватер. Наклон пилонов в сторону русла
Архитектура моста символизирует крылья разводных мостов Санкт-Петербурга: стойки пилонов наклонены в сторону русла на 12°. Наклон в сторону русла – уникальный случай в практике мостостроения: как правило, пилоны вантовых мостов возводятся без наклона или с наклоном в сторону от русла. Проектировщики поэтапно отслеживали положение пилона после каждого этапа бетонирования, корректируя опалубку каждой последующей секции.
Мост через Петровский фарватер. Веерное переплетение вант
Вантовый мост запроектирован с двумя одностоечными пилонами. Пролётное строение поддерживается тремя плоскостями вант. Центральная плоскость вантовой фермы выполнена с расположением вант по схеме «веер». Боковые плоскости вантовой фермы выполнены с обратным расположением вант. Это создаёт неповторимый архитектурный облик сооружения в сочетании с боковыми вантовыми оттяжками.
Единый архитектурный облик магистрали
Трасса выполнена в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения и бережное отношение к городскому и природному ландшафту. Дугообразные опоры освещения совмещены с криволинейным шумозащитным ограждением. Лекальные формы поперечного сечения подчеркивают современность и скоростной характер трассы.
Двухъярусный пункт взимания платы на южном участке
На съезде на Автомобильную ул. реализован двухъярусный пункт сбора платы в стеснённых условиях с расположением верхнего яруса на эстакаде.
Система взимания платы Flow+
Система в автоматическом режиме определяет точный пробег автомобиля по трассе (при условии оплаты проезда с помощью транспондера), что позволяет взимать плату в точном соответствии с пройдённым расстоянием без обустройства пунктов взимания платы на каждом въезде и съезде на трассу.
|
16.07.2020
Западный скоростной диаметр вошёл в ТОП-20 самых главных и красивых проектов Санкт-Петербурга 15 июля на онлайн-конференции, организованной «РБК Петербург» и проектом Retrogradu.Net, архитекторы, историки и урбанисты назвали главные знаковые проекты Петербурга за последние 20 лет, среди них отмечен Западный скоростной диаметр (ЗСД). |
| |
|
26.08.2019
Получено положительное заключение на проект подготовки территории строительства подключения ЗСД к Широтной магистрали скоростного движения Получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектную документацию по подготовке территории строительства. |
| |
|
08.04.2019
Вантовый мост над Корабельным фарватером в составе ЗСД отмечен Дипломом конкурса «Алюминий в архитектуре 2019» Российский конкурс «Алюминий в архитектуре 2019» прошел в рамках международного форума «Алюминий в архитектуре и строительстве 2019» (AlumForum). Участников конкурса приветствовали председатель Союза архитекторов России Н. Шумаков, сопредседатель Алюминиевой Ассоциации И. Казовская, директор по развитию потребления алюминия в России и странах СНГ компании РУСАЛ Ю. Шивилов и председатель жюри конкурса – основатель архитектурного бюро «Giencke & Company Architects» Ф. Гинке (Австрия). |
| |
![]() |
04.12.2017
Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге победил в Профессиональном Конкурсе НОПРИЗ на лучший проект 2017 29 ноября в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей Конкурса Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) на лучший проект. |
| |
![]() |
17.11.2017
«Стройпроект» победил в конкурсе «Лидер освоения инноваций в дорожном хозяйстве РФ 2017» По итогам VI Всероссийского конкурса АО «Институт «Стройпроект» признан победителем в номинации «Инновации в проектировании». Конкурс организован НП «АСДОР» совместно с Государственной компанией «Автодор». |
|
![]() |
Широтная магистраль скоростного движения с мостом через Неву в Санкт-Петербурге (ШМСД)
В соответствии с генеральным планом Санкт-Петербурга широтная магистраль с мостом через р. Неву входит в систему городских магистралей скоростного движения наряду с Кольцевой автомобильной дорогой и Западным скоростным диаметром.
Цель строительства автомагистрали – удобная и быстрая связь удалённых южных и восточных районов с центром города и между собой. Вместе с ЗСД широтная магистраль создаст транспортный обход центра Санкт-Петербурга с выводом транзитных потоков на систему магистралей скоростного и непрерывного движения. В составе магистрали будет построен мост через р. Неву в створе ул. Фаянсовая — ул. Зольная в районе Финляндского железнодорожного моста. Строительство нового моста позволит разгрузить подъезды к двум соседним мостам - мосту Александра Невского и Володарскому мосту, - расположенным на расстоянии 6,5 км друг от друга, что существенно снизит загруженность улично-дорожной... |
| |
![]() |
Новые транспортные развязки для Западного скоростного диаметра Новые развязки запроектированы в целях развития подключения улично-дорожной сети Санкт-Петербурга к Западному скоростному диаметру. Они улучшат комфорт пользователей и доступность магистрали и отдельных районов Санкт-Петербурга.
|
|