Новосибирск | Мостовой переход через Обь (Бугринский мост) |
Санкт-Петербург | Благовещенский мост через Неву |
Крупнейший проектный институт, известный в России и за рубежом, отмечает в этом году знаменательную дату — 33-летие. Считается, что это возраст переосмысления прожитого, постановки новых целей и вы бора направлений деятельности. О достижениях института за 33 года в области проектирования масштабных транспортных объектов страны, перспективах его дальнейшего развития и формировании новых целей в непростых современных условиях журналу «Мостовые сооружения. XXI век» рассказывает главный менеджер проекта АО «Институт «Стройпроект» Попов Виктор Иванович.
Начиная с 2000 года компанией были подготовлены проекты реконструкции крупных исторических мостов через Большую Неву, шедевров инженерной мысли, — Благовещенского, Троицкого и Дворцового. Дворцовый мост — один из символов Санкт-Петербурга – был открыт после реконструкции в 2013 г.
Стройпроект внес крупный вклад в создание транспортных объектов на Кольцевой автомобильной дороге вокруг г. Санкт-Петербурга, включая разработку проекта Большого Обуховского моста через р. Неву с русловым пролетом 382 м.
Также важной вехой в развитии компании стало проектирование Западного скоростного диаметра в г. Санкт-Петербурге. В составе ЗСД Институтом «Стройпроект» были запроектированы уникальные мостовые сооружения, в том числе, мосты через Корабельный фарватер и Морской канал. Вантовый мост через Корабельный фарватер интересен по своему архитектурному замыслу: благодаря наклонным пилонам он напоминает образ разведенного моста. Пилоны высотой 125 м наклонены в сторону русла под необычно большим углом в 12°. Мост через главный судоходный фарватер — Морской канал — представляет собой двухъярусную ферму длиной 1020 м и центральным пролетом длиной 168 м, подмостовой габарит в 52 м обеспечивает судам беспрепятственный проход в порт Санкт-Петербурга.
Сегодня АО «Институт «Стройпроект» в сотрудничестве с дочерними предприятиями ведет активную деятельность по комплексному проектированию автомагистралей. Среди наиболее значимых объектов следует отметить: трассу М-11 «Нева», Центральную кольцевую автомобильную дорогу в Московской области, участки автомобильных дорог М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», М-5 «Урал» и др. Среди текущих масштабных объектов — скоростная автомобильная дорога M-12 «Восток» Москва — Нижний Новгород — Казань, мост через р. Чусовую и другие объекты дорожной инфраструктуры Пермского края.
Среди новых направлений деятельности Стройпроекта — проектирование железнодорожных мостов и транспортных тоннелей, аэропортовых комплексов, разработка эффективных типовых проектных решений для мостовых сборно-монолитных конструкций, внедрение технологии информационного моделирования в процесс проектирования и др. Успешность этих направлений деятельности Стройпроекта определяется его востребованностью на соответствующих рынках инфраструктурного строительства. Мы всегда стремимся быть в авангарде отрасли.
С чего начиналась история АО «Институт «Стройпроект» и каковы его достижения за 33 года? Какие новые направления освоены и насколько они успешны?
— Институт «Стройпроект» за 33 года прошел большой путь — от разработки рабочего проекта небольшого моста через р. Славянку в 1994 году до создания в настоящее время комплексных проектов скоростных автомобильных дорог и больших мостов.
Организация зарождалась как небольшой коллектив энтузиастов мостостроения, размещавшийся в небольшом помещении на Кузнецовской улице в Санкт-Петербурге, а стала за прошедшие годы известным брендом, означающим высокое качество проектирования транспортных объектов любой сложности.
Основатели компании — молодые инженеры А. А. Журбин, А. Б. Суровцев, А. Г. Злотников создали команду высококвалифицированных специалистов, которые стали творческим ядром компании: Т. Ю. Кузнецова, Л. А. Кудрявцева, А. А. Станевич, Ю. Ю. Крылов, П. А. Выгодин, В. Е. Кочетов и многие другие. Уже с первого проекта молодой коллектив пошел по пути использования инновационных технологий в области проектирования, внедряя пространственные методы расчета мостовых конструкций и компьютерную технику.
К середине 90-х годов были разработаны проекты реконструкции малых мостов в историческом центре Санкт-Петербурга: Белинского, Львиного, Певческого, Почтамтского, Синего и др., которые зарекомендовали молодую компанию как команду профессионалов.
Позднее, в 1995–1999 годы, Стройпроект, работая по проектам ремонта мостов, финансируемым Всемирным банком, расширил сферу профессиональной деятельности, занявшись обследованием эксплуатируемых мостов, проектированием их ремонта и техническим надзором за строительными работами. В эти годы была создана новая структура компании — управление технического надзора под руководством опытного инженера-строителя А. Ю. Смирнова. Среди знаковых объектов управления технического надзора: Русский мост в г. Владивостоке, Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Стройпроект в своей деятельности всегда следует принципу креативности. Так, при проведении реконструкции моста Александра Невского потребовалось срочно представить новую концепцию реконструкции, которая была разработана за 3 недели и успешно реализована, и с тех пор Институт «Стройпроект» занял лидирующее положение в сфере проектирования транспортных объектов в Санкт-Петербурге.
Получается, что Стройпроект принимал участие практически во всех стратегических инфраструктурных проектах страны, откликался на ее запросы? Как коллектив справляется с такими задачами в непростое время, удается ли развиваться?
— Стройпроект всегда откликался на запросы страны: мы активно участвовали в проектировании транспортных объектов перед Олимпиадой в г. Сочи в 2014 году и чемпионатом мира по футболу в 2018 году, разрабатывали проекты автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на юге страны.
В рамках проектов развития коллектив разрабатывает собственные программы расчета мостовых конструкций, совершенствует систему автоматизированного проектирования транспортных объектов.
Какие проекты в работе, какие уже воплощаются?
— Среди реализуемых проектов можно назвать участок международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай» — дорога М-12, включая вантовый мост через р. Оку. Это также первый в истории отечественного мостостроения объект, при сооружении пилонов которого был использован метод непрерывного бетонирования с помощью скользящей опалубки, что позволило обеспечить высокую точность и качество бетонных работ.
Также в процессе строительства находится Центральный вантовый мост через р. Обь в г. Новосибирске с судоходным габаритом 2× (120×13,5) м. Длина моста составляет 1,5 км, общая протяженность мостового перехода с подходами и транспортными развязками — более 5 км. Сейчас продолжается монтаж вантовой системы этого моста.
Ведется строительство эстакадной части моста через р. Каму на обходе городов Нижнекамска и Набережных Челнов. Общая протяженность мостового перехода — 1,3 км.
Ведется строительство БАМ-2, где мы разработали проектную и рабочую документацию, причем учитывая значительную сейсмоактивность, вечномерзлые грунты, сейчас работаем над документацией уже по БАМ-3. Активно участвуем в транспортном строительстве как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других городах, ведем интересные аэропортовые проекты.
Институт «Стройпроект» выбрал путь расширения своих компетенций в транспортном строительстве, охватив практически всю отрасль. Каковы планы дальнейшего развития?
— АО «Институт «Стройпроект» вступает в 34-й год своего существования как высокоэффективная команда, обладающая широким набором профессиональных компетенций. Необходимое условие развития любой компании — преемственность поколений, и Стройпроект не является исключением. Мы успешно реализовали программу, которая обеспечила приход нового поколения руководителей в управление организацией.
Компания продолжает работать над совершенствованием процесса проектирования транспортных объектов и техническим надзором за их строительством, ведет напряженную работу над целым рядом стратегических проектов и с оптимизмом смотрит в будущее.