Новосибирск | Мостовой переход через Обь (Бугринский мост) |
Санкт-Петербург | Благовещенский мост через Неву |
9 июня участники заседания Комиссии по проектно-изыскательской деятельности Общественного совета при Росавтодоре обсудили проблемы проектно-изыскательской деятельности. Представители Минстроя России, Росавтодора, ГК «Автодор» подтвердили актуальность проблем и поддержали выработку совместных решений. По итогам заседания составлено обращение к Минстрою России с рабочими предложениями, о которых пойдёт речь в статье.
В последнее десятилетие изменения требований к проектированию объектов дорожной отрасли повлияли на состав и трудоёмкость проектных работ. С рынка ушло значительное количество проектных компаний, а доля убыточных организаций по сведениям Росстата составила почти треть. C 2017 по 2020 год по данным СРО «РОДОС» число проектных компаний сокращалось в среднем на 5% ежегодно, что говорит о проблемах ценообразования в проектной деятельности.
В 2020 году вышел Приказ Минстроя России № 10/пр «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и информационной карты типовых условий контракта», выполнение которого привело к отказу от поэтапной оплаты работ до получения положительного заключения государственной экспертизы.
В нашей практике в 2021 году в 75% госконтрактов выполненные работы принимали и оплачивали после получения положительного заключения экспертизы. При этом у проектировщиков возникают дополнительные затраты на финансирование контрактов за счёт собственных оборотных или заёмных средств, не компенсируемых контрактом, а также из-за инфляции и отсутствия индексации контрактов.
Приведём несколько примеров из практики:
Отсутствие на законодательном уровне стадии «Обоснование инвестиций» для линейных объектов капитального строительства (ОКС) снижает достоверность оценки стоимости ПИР, для которой нужны детальные параметры и состав ОКС, которые даёт разработка обоснования инвестиций. Результаты разработки необходимы и для использования проектно-сметного метода расчёта, приоритетного метода определения НМЦК при закупках подрядных работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации (п. 10_1 Приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта…»), и выполняется на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр. Проектные компании несут прямые убытки в связи с недооценкой НМЦК и выявления дополнительных работ, не учтённых в НМЦК. А заказчик несёт дополнительные затраты из-за удорожания экспертизы, т. к. стоимость экспертизы рассчитывается от сметной стоимости ПИР в соответствии с принятыми проектными решениями.
Предложено: ввести на законодательном уровне стадию «Обоснование инвестиций» для линейных ОКС стоимостью выше 1 млрд руб.; установить возможность изменения существенных условий контракта в части уточнения стоимости ПИР в соответствии с одобренными техническими и технологическими решениями.
С заниженной предполагаемой (предельной) стоимостью ОКС мы сталкиваемся более чем в 50 % случаев. Например, для 1-го этапа обхода Нижнекамска предполагаемая (предельная) стоимость объекта составила только 60% от проектной. Несмотря на то, что проектная документация была разработана в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, расхождение стоимости привело к полной переработке проекта: изменению трассы автодороги и конструкции моста через Каму.
Это произошло, на наш взгляд, из-за отсутствия проектной проработки на стадии обоснования инвестиций к моменту включения объекта в Программу и некорректного использования данных по объектам-аналогам. Проектировщику в подобных ситуациях для снижения стоимости объекта приходится менять отдельные технические решения и нести дополнительные некомпенсируемые затраты по корректировке документации.
Предложено: ввести на законодательном уровне стадию «Обоснование инвестиций» для линейных объектов ОКС со стоимостью выше 1 млрд руб.
В действующем справочнике базовых цен (СБЦ) на проектные работы «Автомобильные дороги общего пользования» 2007 года и других аналогичных справочниках отсутствуют расценки для более чем 40 видов проектных и 20 видов сопутствующих работ, выполняемых проектировщиками одновременно с разработкой проектной документации на строительство автодорог. Текущий переход от СБЦ на проектные и изыскательские работы к методикам нормативных затрат (МНЗ) по приказу Минстроя России от 01.10.2021 № 707/пр не охватывает в полном объёме дополнительные и сопутствующие работы.
За последние годы изменились и требования к составу и содержанию разделов проектной документации (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (ПП 87)), не отражённые в действующих сметных нормативах. Последствия: убытки проектировщиков из-за выполнения работ, по которым отсутствуют прямые расценки в СБЦ или МНЗ и которые не попали в расчёт НМЦК.
Предложено: ускорить разработку методик определения нормативных затрат по соответствующей номенклатуре работ.
Примеры работ: транспортно-экономические исследования и моделирование транспортных потоков, техническая инвентаризация, оценка земельных участков и объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных и муниципальных нужд, техническая инвентаризация реконструируемых сетей с внесением изменений в документы кадастрового учёта, подготовка документов для изменения категорий земель и пр. Причина отказа – отсутствие соответствующих требований в ПП 87 и отсутствие указаний о возможности включения затрат в сводный сметный расчёт (Приказ Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр).
Исключение экспертизой сопутствующих работ, как не относящихся к проектной документации, но выполняемых проектировщиком по поручению заказчика, ведут к прямым убыткам проектировщиков, т. к. оплачиваются эти работы за счёт собственных оборотных средств.
Предложено: расширить перечень сопутствующих работ (пр. 421/пр), выполняемых одновременно с разработкой проектной документации, включать стоимость работ в НМЦК с учётом в стоимости строительства линейного ОКС в главе 12 «Проектные и изыскательские работы».